Сцепление STARCO для ГАЗ-2330 ТИГР
Под именем ГАЗ-2330 «Тигр» производится целая линейка российских внедорожников и бронемашин.
Известно, что самые первые «Тигры» инженеры «ГАЗа» разрабатывали по заказу компании Bin Jabr Group из ОАЭ, где и были представлены первые опытные образцы этой модели. Арабы, хотя и высоко оценили российские «Тигры» в 2001 году, отказались их покупать.
Однако проектом заинтересовались силовые ведомства России и с 2005 года «Тигры» выпускаются в серийном исполнении для нужд армии и силовиков. Выпуском таких машин занимается Арзамасский машиностроительный завод.
В линейке ГАЗ «Тигр» представлено более десяти модификаций. Базовой является версия ГАЗ-2330 «Тигр» в трехдверном исполнении.
Автомобиль имеет рамную конструкцию, цельнометаллический кузов и высокий уровень бронезащиты. В зависимости от модификации в него могут поместиться от 6 до 9 человек и до 1,5 тонны разных грузов.
Внедорожник в стандартном исполнении имеет в списке оснащения ГУР, независимую подвеску со стабилизаторами поперечной устойчивости и с гидравлическими амортизаторами, блокировку дифференциала, который включается кнопкой с панели, пониженный ряд трансмиссии, колесные редукторы, систему автоматической подкачки колес, систему пожаротушения и другое оборудование.
Гражданская модификация ГАЗ-233001«Тигр» появилась в 2009 году и от своего армейского прототипа она отличается, в первую очередь, отсутствием брони, улучшенным внутренним комфортом, увеличенной грузоподъемностью. Такая версия модели выполнена в 5-дверном кузове (есть версия с 4 дверями). Отдельно стоит отметить, что стоимость гражданской версии может доходить до 20 млн. рублей, что говорит о высокой популярности автомобиля.
На версии ГАЗ-233001«Тигр» используется 6-цилиндровый рядный турбонаддувный мотор Cummins B205 объемом 5,9 литров и мощностью 205 л.с. Армейский вариант внедорожника оснащается надежным дизельным мотором с турбонаддувом ЯМЗ-534 мощностью 235 л.с. Двигатель агрегатирован 5-скоростной МКПП. Максимальная скорость гражданского «Тигра» достигает 140 км/ч. ГАЗ «Тигр» — даже в гражданской версии, как считают эксперты AUO3n – не совсем типичный автомобиль. В такой модификации он подойдет для тех, кто нуждается в автомобиле, предназначенном для использования в условиях бездорожья, а также для тех, кому нужен прочный и надежный вездеход.
Изначально на автомобиле специального назначения «Тигр» использовалось керамическое сцепление английской фирмы LIPE, однако данная конструкция имела ряд существенных недостатков. В первую очередь, это ресурс: масса бронированного «Тигра» с боекомплектом и личным составом может достигать 12 тонн. В таких условиях оригинального сцепления хватало всего лишь на 2000-3000 километров. Также использовалась архаичная кулачковая корзина, требующая частой регулировки. Замена либо регулировка сцепления на данном автомобиле занимает 3-4 дня работы двух специалистов, что говорит о полной неремонтопригодности в полевых условиях. Таким образом, требовалось надёжное сцепление, отвечающее военным стандартам.
Исходя из данных требований, как стало известно журналу AUTO3N, компания STARCO разработала маховики и комплекты сцеплений как для моделей с отечественным двигателем ЯМЗ-534, так и с двигателем CUMMINS B205.
Установка и испытания производились на базе официального представителя АО «Арзамасский Машиностроительный Завод» по ЦФО компании ООО «АВТОСПЕЦНАЗ-М».
В условиях совместных испытаний на автомобиль была установлена современная корзина диафрагменного типа и особый ведомый диск с накладкой с добавлением волокон кевлара – высокотемпературного высокопрочного материала, применяемого в производстве бронежилетов.
Справедливости ради стоит отметить, что компания STARCO – единственный производитель сцеплений для отечественных автомобилей, который использует столь редкий и дорогой материал для улучшения таких качеств накладки, как температурная стойкость, прочность на разрыв и стойкость к истиранию.
В ходе установки и испытаний, сцепление STARCO, в отличие от штатного, сразу продемонстрировало ряд преимуществ, таких, как плавность при трогании, сниженное абразивное воздействие на маховик, легкость переключения передач, а также отсутствие пробуксовок при трогании и переключениях под нагрузкой.