Марки авто

Керамические сцепления времен СССР


Написать статью о легенде советских гонок Вячеславе Трефилове нас побудила «археологическая находка», которая могла бы занять достойное место в музее по истории автомобильных гонок. Находка эта - ведомый диск сцепления с керамическими накладками. Казалось бы — ничего удивительного, ведь на современном рынке автокомпонентов представлены керамические сцепления разных производителей.

Сотрудники Starco и нашли этот диск, который сохранился еще со времен СССР и керамические накладки на него были наварены вручную. Автором этого конкретного усовершенствования и был Вячеслав Трефилов.

Трефилов молодой.jpg

Имя этого легендарного гонщика прочно вошло в историю отечественного автоспорта, о нём написано немало статей и репортажей с самих гонок, но гораздо реже упоминается «внутренняя начинка» победы. Речь идет о качестве автозапчастей в автомобиле, без которого невозможна ни одна победа в гонке, ведь профессионализм гонщика заключается не только в его стремлении к победе, но и в идеальной подготовке автомобиля, который не должен подвести в критических ситуациях гонки.

Одна из самых важных задач при подготовке гоночного автомобиля - правильный выбор сцепления, что не уступает по значимости ни двигателю, ни подвеске, ни шинам, ни мастерству пилота.

Миссия сцепления проста - передавать или прерывать передачу крутящего момента от маховика к первичному валу коробки передач. Зачем? С передачей все понятно: колеса должны вращаться, машина ехать. Шлицы ступицы ведомого диска не дают ему провернуться относительно первичного вала коробки передач. А разрывать кинематическую связь трансмиссии с двигателем необходимо, чтобы плавно трогаться, и при переключении передач «выравнивать» угловые скорости вращения коленчатого вала и первичного вала КПП. Делать по возможности это надо мягко. Конечно, в гонках слова мягко и плавно - нонсенс, поэтому на быстрых машинах вопрос со сцеплением решается кардинально - полная замена!

Представьте себе два вращающихся жесткозакрепленных относительно друг друга диска. Один из них - маховик, второй – «корзина». Между ними, как между молотом и наковальней то, разгоняясь, то уменьшая свою скорость, вращается диск сцепления – своеобразный «передатчик» момента. Когда сцепление включено, плита нажимного диска «давит» на диск ведомый, прижимает его к маховику и последнему просто некуда деваться - маховик, «корзина» и диск с первичным валом вращаются вместе.
При нажатии на педаль сцепления (сцепление выключается), муфта выключения давит на лепестки, лепестки отжимают от маховика плиту нажимного диска, и ведомый диск вращается независимо от двигателя. Как мы понимаем, ведомому диску приходиться сложнее всего: несколько тонн железа с одной стороны и бешеный крутящий момент с другой. Плюс высокая температура. Почти всем знаком запах паленого сцепления. Это «горят» фрикционные накладки, функция которых заключается в непосредственном контакте с «корзиной» и маховиком. С одной стороны они должны быть «мягкими» для плавного старта, не «кушать» маховик и «корзину», а с другой стороны «жесткими» для приемлемого ресурса и выполнения своего прямого назначения. Но те, кто заражен вирусом штампа «скорость», не привыкли к компромиссам. Поэтому спортивные ведомые диски делают как можно «жестче». Сначала накладки делали из асбеста или органики с металлическими включениями, потом из спорта подоспела керамика. Одним из первых примеров применения керамики в накладках диска сцепления, видимо, и был представленный на фото диск.

С2.JPG

Этот диск сцепления был вручную сделан известным спортсменом Трефиловым В.Д. В качестве материала накладки ведомого диска был использован керамический сплав, который, в свою очередь, был применен в производстве тормозных накладок для военных самолетов. , ручная сварка — и перед вами прототип керамического сцепления, которое ни разу не подвело гонщика в соревнованиях.


Хочется познакомить читателей поближе с Вячеславом Трефиловым - неоднократным чемпионом СССР в кроссе, выступавший на УАЗах. Профессия - испытание военной техники. Команда 21 Научно-исследовательского испытательного института автомобильного транспорта Министерства обороны РФ, что в Бронницах. Сегодня офицер-автомобилист с многолетним стажем, полковник в отставке, тренер бронницкой команды.

Страницы биографии от первого лица:

«... Я появился на свет в 1948м, после переезда семьи в Мичуринск. Отец работал шофёром и все мое детство прошло рядом с папой, в шоферской кабине. К ней меня влекло с детства. Десятилетку окончил в Мичуринске. После школы сдал экзамены и был принят на автомобильный факультет. Там, кстати сказать, была секция мотокросса. Мы осваивали тогдашние «ИЖи» и «К175». Когда пришел в секцию, думал, что я — полноценный гонщик. А когда стал серьезно заниматься, понял: еще многому надо учиться. Со временем стал КМС. Только норму мастера спорта в Саратове выполнить не удалось. После вуза был призван на 2 года в армию, на офицерскую службу…

... Меня назначили зампотехом в автороту танкового полка в Северной группе войск (СГВ) в Польше. Там стал активно заниматься мотоспортом. Был даже включен в сборную команду СГВ. Мотокроссы — спорт жесткий: бывало, и падал, и руку ломал. Но без гонок уже не мог… После 2-х лет тренер стал мне настоятельно советовать — оставаться служить в армии…

…Защитил диплом политеха на отлично, и мне советовали продолжить . И, когда нужно было выбирать тему для академического диплома, сразу вспомнил об институтских наработках. Академический диплом также сумел защитить на отлично. Мне даже предоставили выбор дальнейшего места службы по своему профилю. Подсказали и что в подмосковных Бронницах находится 21 НИИИ, занимающийся исследованиями и испытаниями автотехники и, что там развит автоспорт. «Вот туда меня и направьте», — решил я.

… В 1988м потомственный офицер С.Гиря, к тому времени организовавший на 38м ОПЗ команду по автокроссу на «УАЗиках», пригласил меня, уже 40летнего, принять участие в автокроссе "Дружба народов СССР" в Ульяновске на грузовиках. Мы решили подготовить наш «ЗИЛ130» и принять участие в этих состязаниях. Напутствуя меня на гонки, мои товарищи все время твердили: «Главное — не побей машину!»

Вторые такие зимние гонки, в январе 1989го, в Ярославле, где участников стало больше, я выиграл. И это меня еще сильнее окрылило… А в дальнейшем стало уже стыдно проигрывать. Стремился постоянно повышать свой уровень, и автомобиль отлаживать как следует… 9 мая того же года выезжали на командный автокросс в Рязань своей бронницкой сборной: было 3 спортивных машины и гонщики — прапорщик С.Клименко, лейтенант С.Ломако и я. Мы выиграли, заняли 1е место и с той поры стали успешно выступать каждый год.

… С 1988го по 2005й участвовал в более, чем двухстах соревнованиях. Причем с 1999го в основном выступал уже не в кроссе, а в триале. Многие гонки были успешными для меня и нашей команды, и мы удостаивались ценных призов… Где-то примерно в половине состязаний, в которых я участвовал, удалось занять первые места. Вторых, третьих и других мест — было меньше… Отсюда и считайте: сколько выигранных состязаний — столько и призов. Впрочем, говоря о победах и наградах, хочу особо отметить: один я бы не смог добиться серьезных успехов. Ими я обязан многим другим людям, которые так или иначе способствовали всем моим победам.

Статья2.JPG

автор - Марина Белоглядова

Нужна консультация?
Заполните простую форму и мы свяжемся с вами
Нажимая на кнопку “Отправить заявку” вы даете
согласие на обработку своих персональных данных
Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с вами в течении дня для уточнения деталей заказа

Хорошо